Техническая информация:
Ремни приводные применяют в ременных передачах для передачи вращательного движения на значительные расстояния и изменения передаточного отношения.
В передачах этого типа двигатель вращает шкив, увлекающий за счет возникающих сил трения за собой приводной ремень, который в свою очередь заставляет вращаться ведомый шкив, соединенный с валом исполнительного механизма.
Приводные ремни выпускают следующих основных типов:
- Клиновые вентиляторные ремни
ГОСТ 5813-93
Приводные ремни нормальных (классических) сечений ГОСТ 1284-89:
приводные ремни профиль Z(О)
приводные ремни профиль А(А)
приводные ремни профиль В(Б)
приводные ремни профиль С(В)
приводные ремни профиль Д(Г)
приводные ремни профиль Е(Д)
- Ремни для сельхозмашин
ГОСТ 26379-84, ТУ 38.1051997-91, ТУ 38.1051998-91
- Поликлиновые ремни профилей
5PK, 6PK, 10PK, 16PK, 24PK
Клиновые ремни узких сечений ТУ 38.105 1998-91; ТУ 38.40534-75, ТУ 38.105161-84
К достоинствам ременных передач следует отнести:
конструктивная простота, относительно малая стоимость, плавность и бесшумность работы; способность к смягчению сильных изменений нагрузки и гашению колебаний (за счёт упругих свойств ремня и его способности пробуксовывать по шкивам); возможность работы с высокими частотами вращения; высокий КПД (до 98%); не требуют специального обслуживания; быстрая и легкая замена приводного ремня; мало чувствительны к недостаткам взаимоустановки валовых осей; малая стоимость.
Ременные передачи распространены практически во всех отраслях промышленности, а также в приводах машин, применяющихся в сельском хозяйстве.
Ременные передачи позволяют получать передаточные числа до 7—10.
В зависимости от типа используемых ремней ременные передачи могут быть плоскоремёнными,клиноремёнными и круглоремёнными. Получают распространение ременные передачи поликлиновыми ремнями, имеющими клиновые выступы на внутренней стороне. Плоские и круглые приводные ремни используются обычно по одному в передаче, а клиновые по несколько штук.
Важнейшим элементом ременной передачи является приводной ремень.
Современные приводные ремни состоят из следующих частей:
- кордшнур, основной несущий слой ремня, выполнен из высокопрочных анидных волокон;
- резиновая основа формирует сечение ремня и передает возникающие усилия несущему слою.
Вентиляторные приводные ремни применяются в двигателях автомобилей, тракторов и комбайнов. На сельскохозяйственных машинах применяют приводные, вариаторные, вентиляторные ремни. На станках и другом промышленном оборудовании используют приводные, поликлиновые и плоскозубчатые ремни.
Многоручьевые (многопрофильные) клиновые ремни представляют собой несколько одиночных клиновых ремней (2-5 шт.) соединенных между собой привулканизированной плоской резинотканевой пластиной. Многоручьевые приводные ремни предназначены для замены комплекта приводных ремней, работающих параллельно в одной передаче. Применение многоручьевых приводных ремней обеспечивает более равномерное распределение нагрузки между отдельными ручьями, что повышает срок службы.
Плоскозубчатые приводные ремни предназначены для замены редукторов и цепей. Передачи с плоскозубчатыми приводными ремнями дают возможность работы при повышенных скоростях, бесшумность, отсутствие смазок. Клиновые ремни имеют плоское верхнее основание, а нижнее выполнено с поперечными зубьями трапециевидной формы, расположенными с постоянным шагом.
Поликлиновые ремни используют для замены плоских приводных ремней, а также клиновых ремней, работающих в комплекте. Верхнее основание клиновых ремней плоское, на нижнем имеются продольные зубья треугольного сечения, располагающиеся в канавках шкива. Так что поликлиновой приводной ремень обеспечивает передачу большей мощности.
Как правило, приводные ремни изготавливаются со следующими рабочими свойствами: маслостойкость; рабочий диапазон температур от -30°С до 80°C; озоностойкость; нечувствительность к погодным воздействиям.
рис. 1. рис. 2.
Для правильной работы клиноременной передачи необходимо выставить шкивы параллельно и выровнять оси канавок. При этом контролю подлежит как отклонение от параллельности (рис.1), так и угловое смещение (рис.б). Все виды смещения должны быть устранены при установке.
Характеристики классических приводных ремней (отношение высоты к ширине ремня 1:1,6).
Обозначение ISO, DIN | Z | А | В | С | D | Е |
Обозначение ГОСТ | О | А | Б | В | Г | Д |
Ширина ремня А (мм.) | 10 | 13 | 17 | 22 | 32 | 40 |
Высота ремня h (мм.) | 6 | 8 | 11 | 14 | 20 | 25 |
Минимальный диаметр шкива (мм.) | 45 | 71 | 112 | 180 | 315 | 450 |
Максимальная окружная скорость м/с | 30 | |||||
Длина ремней (мм.) | ||||||
от | 500 | 500 | 630 | 1180 | 1900 | 4000 |
до | 2500 | 4500 | 9000 | 9500 | 13200 | 14000 |
Масса погонного метра кг/м | 0,06 | 0,105 | 0,17 | 0,3 | 0,63 | 0,97 |
Узкие приводные ремни появились в связи с повышением прочности корда. При равных габаритах передачи они позволяют передавать в 1,5-2 раза большие мощности; могут работать при более высоких скоростях.
Характеристики приводные ремней узких сечений (отношение высоты к ширине ремня 1:1,2).
Обозначение ISO, DIN | SPZ | SPА | SPВ | SPC |
Обозначение ГОСТ | УО | УА | УБ | УВ |
Ширина ремня (мм.) | 9,7 | 12,7 | 16,3 | 22 |
Высота ремня (мм.) | 8 | 10 | 13 | 18 |
Минимальный диаметр шкива (мм.) | 63 | 90 | 140 | 224 |
Максимальная окружная скорость м/с | 40 | |||
Длина ремней (мм.) | ||||
от | 512 | 647 | 1250 | 2000 |
до | 3550 | 4500 | 8000 | 12250 |
Масса погонного метра кг/м | 0,073 | 0,10 | 0,178 | 0,38 |
Ремни приводные с зубчатой кромкой являются дальнейшим развитием ремней узкого и классического сечения. Наиболее часто встречаются ремни такого типа с узким сечением. Фасонные зубцы обеспечивают снижение и равномерное распределение изгибающих и тепловых напряжений. Также уменьшается шум. Глубина зубца пропорциональна размеру поперечного сечения, что обеспечивает жесткость ремня. Такие ремни могут работать при шкивах меньшего диаметра, чем ремни других сечений, либо передавать большую мощность при тех же оборотах и диаметрах шкивов. Увеличение номинальной мощности составляет не менее 15%.
Для заказа приводного ремня необходимо:
- знать типоразмер ремня - обычно достаточно прочитать маркировку напечатанную на верхней части ремня;
- если маркировка неизвестна, то для правильного подбора ремня необходимо замерить следующие его размеры:
- большую ширину,
- высоту (толщину);
- длину ремня (можно по наружной стороне, а можно и по внутренней)